Сложно представить, как из полимерного прототипа ювелирного изделия получается идеальная модель,
выполненная из серебра. Эта трансформация происходит на участке моделирования.
Изготовление мастер-моделей – очень важный этап производства.
От точности его выполнения зависит конечный результат: именно с этой модели впоследствии будут сниматься
формы для изготовления копий изделия, чтобы новое украшение могло появиться не у одной, а у тысяч
женщин из разных уголков мира.
О том, как это происходит, мы узнали непосредственно у модельеров SEREBRO™.
Знакомьтесь: модельер
При слове «модельер» мы чаще всего представляем утончённого кутюрье, поправляющего складки созданных
им платьев и выходящего вместе с манекенщицами в конце звёздного показа на очередной неделе моды в Милане,
Париже или Нью-Йорке.
Спешим развенчать этот миф, а точнее, несколько расширить ваше представление о профессии модельера.
В ювелирном производстве также есть свои модельеры. Только манекенщиц заменяют созданные на
3D-принтере полимерные модели, а наряды «от кутюр» – драгоценный металл.
Из прототипа в мастер-модель
В первую очередь выращенные из полимера модели отправляются в литейный цех.
Независимо от того, из какого металла задумывалось украшение художником, сначала
оно отливается в серебре при температуре свыше 300 градусов.
Серебряная мастер-модель должна получиться примерно на 10 % больше, чем будущее изделие.
Это необходимо, чтобы учесть усадку резиновой пресс-формы (2-3%), для изготовления которой и создаётся модель,
воска и металла (например, золота – 1,25-1,5 %).
Конечно, получившаяся модель ещё далека от совершенства. Именно поэтому она отправляется на участок моделирования к опытным специалистам, которые делают из неё эталонный образец.
Не нитка с иголкой, а борик и штихель
Моделирование представляет собой кропотливый и творческий процесс, где каждый специалист – немножко художник.
На создание одной мастер-модели может уходить в среднем около 1 дня, а работа над религиозным
ассортиментом занимает ещё большее время.
У каждого специалиста своё рабочее место с микроскопом и индивидуальным набором инструментов.
Конечно же, это не булавки, нитки и иголки, как у модных кутюрье, а штихели, борики, полировники и другой ювелирный инструмент.
Единственное сходство между ними в том, что и те, и другие модельеры работают исключительно вручную.
Итогом процесса моделирования становится мастер-модель – эталон будущего изделия, который отправляется на изготовление пресс-формы, а перед этим обязательно проходит строгий контроль качества. Если никаких недостатков не выявлено, мастер-модель отправляется на приёмку к старшему художнику, который оценивает её соответствие задумке дизайнера.
Утверждённые мастер-модели бережно хранятся и в случае необходимости могут использоваться для повторного изготовления пресс-формы.
Изготовление пресс-формы
Что же представляет собой пресс-форма, создание которой требует такой кропотливой предварительной работы?
Сырьём для резиновых форм являются сырые резиновые смеси. Уже готовую мастер-модель заключают в эту пластичную массу и формуют. Затем помещают в вулканизационный пресс и прогревают 5 минут, после чего в течение 40 минут вулканизируют при высоком давлении и температуре около 140-150°С. В это время напоминающая пластилин масса затвердевает до состояния резины.
После этого резчики особыми инструментами аккуратно разрезают пресс-форму и вынимают мастер-модель, оставившую в резине объёмный отпечаток. Теперь изделие может выпускаться в любых объёмах, но каждая готовая пресс-форма подлежит маркировке.
Но прежде чем пресс-форма попадёт на участок восковки, проходит пробная экспериментальная отливка. Это необходимо для того, чтобы специалисты оценили качество работы, смогли выявить и устранить недостатки и посмотреть, «как она ведёт себя в производстве».
Экспериментальные восковые модели также проходят контроль качества и только после подтверждения их соответствия, новая пресс-форма отправляется в производство.